Государственное бюджетное учреждение спортивная школа олимпийского резерва
водных и других видов спорта Выборгского района Санкт-Петербурга
vodnoe_polo@mail.ru (812) 294-48-83 vk.com/club72765999
Версия для слабовидящих

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ от 11 октября 2017

 

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
от 11 октября 2017

  1. Какие требования к квалификации предъявляются при
    трудоустройстве на должность тренера?

В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним
из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных
непосредственно связанных с ним отношений является обеспечение равенства
возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с
учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности,
а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование.

Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом
договоре указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со
штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации;
конкретный вид поручаемой работнику работы).

Как следует из положений статьи 195.3 Трудового кодекса Российской
Федерации, если Трудовым Кодексом, другими федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к
квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой
функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны
для применения работодателями.

Соответственно, Трудовым кодексом Российской Федерации закреплено
право работодателя на предъявление требований к квалификации работника,
принимаемого на работу по должности в соответствии со штатным расписанием,
профессии, специальности с указанием квалификации.

Частью 1 постановления Правительства Российской Федерации
«Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований,
обязательных для применения государственными внебюджетными фондами
Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями,
государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также
государственными корпорациями, государственными компаниями и
хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном
капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной
собственности», закреплено, что профессиональные стандарты в части требований к
квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой
функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти,
применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на
основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений
представительных органов работников планов по организации применения
профессиональных стандартов.

1

 

 

Приказом Минтруда России от 07.04.2014 № 193н утвержден

профессиональный стандарт «Тренер» (далее — профессиональный стандарт).
Требования к образованию и обучению к должности тренера, осуществляющего
тренировочный процесс на различных этапах спортивной подготовки установлены в
пунктах 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 профессионального стандарта.

В соответствии с приказом Минсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»
(далее — Приказ № 916н) к тренеру предъявляются следующие требования к
квалификации:

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области физической культуры и спорта без предъявления требований
к стажу работы.

При этом, в соответствии с пунктом 6 Приказа № 916н лица, не имеющие
специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к
квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и
выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные
обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на
соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку
и стаж работы.

Таким образом, законодательством Российской Федерации закреплено право
работодателя на предъявление требований к квалификации работника,
принимаемого на работу по должности в соответствии со штатным расписанием,
профессии, специальности с указанием квалификации. В случае, если работодатель
стал применять профессиональные стандарты и квалификационные характеристики
при приеме на работу на должность тренера, работнику необходимо обладать либо
средним профессиональным образованием в области физической культуры и спорта,
либо высшим образованием, в зависимости от этапа, на котором будет
осуществляться тренировочный процесс. В случае, если работодатель еще не
применяет профессиональные стандарты и квалификационные характеристики при
приеме на работу, требования к квалификации работника устанавливаются
работодателем самостоятельно, в соответствии с локальными нормативными актами
работодателя.

  1. Правомерно ли закрепление полномочий по аттестации тренеров,
    осуществляющих спортивную подготовку, в региональном законодательстве и
    нормативных правовых актах органов местного самоуправления, учитывая,
    что такие полномочия не закреплены за публичным сектором в Федеральном
    законе от 07.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской
    Федерации»?

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации
(далее — Конституция) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры,
физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской

2

 

 

Федерации и субъектов Российской Федерации. Под совместным ведением
понимается отнесение определенных вопросов к компетенции как Российской
Федерации, так и ее субъектов. Помимо прочего, данная статья подкреплена статьей
2 Федеративного договора от 31 .03.1992 года «О разграничении предметов ведения
и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской
Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской
Федерации». В качестве правового основания по урегулированию правоотношений,
не нашедших отражения на уровне федерального законодательства, служит
Федеральный закон от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» (Далее — Закон). Так, в
соответствии со статьей 3 Закона субъекты Российской Федерации вправе
осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного
ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего
федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным
федеральным законом в течение трех месяцев.

Статьей 17 закона установлено, что в соответствии с Конституцией
Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую
систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Статьей 26.1 Закона установлено, что полномочия, осуществляемые органами
государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения
субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами
и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами
субъекта Российской Федерации.

Статья 26.4 Закона установлено, что проекты федеральных законов по
предметам совместного ведения согласовываются с законодательными
(представительными) и высшими исполнительными органами государственной
власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей
статьей.

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно
устанавливать нормативное правовое регулирование правоотношений, не
закрепленных на федеральном уровне законодательства.

Одним из основных принципов законности в Российской Федерации является
верховенство закона, которое подразумевает подчинение закону всех подзаконных
актов, с целью конкретизации и урегулирования применения положений,
закрепленных непосредственно в законе. Подзаконный акт, в свою очередь, может
содержать в себе только те нормы, которые уже закреплены в законе и обладает
меньшей, по сравнению с законом юридической силой.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Конституции носителем
суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является

3

 

 

ее многонациональный народ. Пунктом 2 статьи 3 Конституции установлено, что
народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного самоуправления. Во взаимосвязи со
статьей 32 Конституции, власть народа осуществляется, в том числе, через органы
государственной власти, которые избираются непосредственно народом. Принцип
организации системы органов государственной власти и местного самоуправления
путем проведения свободных выборов является одним из основополагающих в
непосредственном осуществлении власти народом. Таким образом, органы
законодательной государственной власти являются непосредственными
представителями народа, наделенными народом полномочиями по принятию
законов.

Во взаимосвязи с вышеизложенным, представляется единственный верный
алгоритм по урегулированию правоотношений, не закрепленных на федеральном
уровне, который заключается в предусмотрении таких правоотношений в
региональном законодательстве, с последующим его раскрытием в подзаконных
актах исполнительного органа государственной власти, наделенного
законодательством полномочием в части нормативного правового регулирования
таких правоотношений.

Иной подход, например, внесение изменений, в части наделения их
полномочиями по проведению аттестации работников сферы физической культуры
и спорта, в положения об исполнительных органах государственной власти, не
предусмотренных региональным законодательством, или издание ведомственных
нормативных правовых актов, не уполномоченными на то исполнительными
органами государственной власти, не обладает признаками легитимности.

Аналогичной позиции в части принятия законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации, до принятия федеральных
законов придерживаются Верховный суд Чувашской Республики в решении от
13.05.2013

№ 3 -8-2013, Хабаровский краевой суд в решении от 15 .11. 2008 № 3 -27/08,
Челябинский областной суд в определении от 15.01.2013 по делу № 11-372/2013.

Следует отметить, что на сегодняшний день на федеральном уровне не
закреплена аттестация тренеров, осуществляющих спортивную подготовку. Вместе
с тем, в отсутствие нормы об аттестации тренеров, закрепленной в Федеральном
законе от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации», ведется работа по закреплению аналогичных норм в региональном
законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере физической культуры и
спорта.

Так, положения, касающиеся проведения аттестации тренеров, осуществляющих
спортивную подготовку, закреплены в региональном законодательстве Республики
Крым, Республики Марий-Эл, Республики Мордовия, Республики Хакасия,
Костромской области, Курской области, Мурманской области, Челябинской
области, Московской области и Республике Бурятия. Порядок проведения
аттестации для таких тренеров, устанавливается непосредственно исполнительным

4

 

 

органом государственной власти в сфере физической культуры и спорта, при
наличии соответствующего полномочия в региональном законодательстве.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», осуществление исполнительно-распорядительных и
контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного
самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и
принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что органы местного самоуправления не входят
в систему государственных органов, но при этом находятся в системе
государственных отношений. Будучи организационно отделенными от
государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны
с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые,
организационные, материально-финансовые условия для становления и развития
местного самоуправления.

Как правило, основные законы субъектов Российской Федерации (Уставы,
Конституции),    содержат нормы, согласно которым, органы местного

самоуправления муниципальных образований вправе решать вопросы, не
отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других
муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из
их компетенции федеральными законами и законами субъекта Российской
Федерации.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что аттестация работников
муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, правомерна
в случае, если в законе субъекта Российской Федерации, регулирующем
правоотношения в сфере физической культуры и спорта, закреплено полномочие
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере физической
культуры и спорта по проведению аттестации работников муниципальных
учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, либо в случае, если
регулирование такого рода правоотношений закреплено в нормативных правовых
актах муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

В заключение, следует упомянуть, что сегодня в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении находится проект
Федерального закона № 185978-7 «О внесении изменений в Федеральный закон
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», направленный на урегулирование
вопросов, связанных с аттестацией тренеров.

  1. Какие документы муниципальной некоммерческой организации
    должны быть общедоступны, и кто осуществляет контроль за соблюдением
    данных требований?
5

 

 

В соответствии с частью 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон), государственное
(муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих
документов:

учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в
том числе внесенные в них изменения;

свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;

решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;

решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;

план финансово-хозяйственной деятельности государственного
(муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке,
определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия
учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством
финансов Российской Федерации;

годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального)
учреждения;

сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального)
учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение
работ);

отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за
ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и
утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом,
осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими
требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной,
банковской деятельности.

В отношении документов иного характера, согласно Закону, контроль в
отношении муниципальных бюджетных учреждений осуществляется в порядке,
установленном местной администрацией муниципального образования.

На сегодняшний день при осуществлении контроля необходимо
руководствоваться положениями Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля», согласно которому осуществление муниципального контроля отнесено к
полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования.

6

 

 

  1. По вопросу об оплате труда работников государственных и
    муниципальных учреждений.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право
на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на
вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже
установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что не
являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а
также ограничение прав работников, которые определяются свойственными
данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо
обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной
социальной и правовой защите, либо установлены Трудовым кодексом Российской
Федерации или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях
обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса
трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан
Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней
политики государства.

Как указано в статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации,
заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с
действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов
(должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том
числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и
надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в
соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми
актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовым кодексом Российской Федерации установлены особенности
регулирования труда спортсменов, тренеров. Согласно статье 348.1 Трудового
кодекса Российской Федерации, особенности регулирования труда спортсменов,
тренеров устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными
договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами,
принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями статьи 8 Трудового
кодекса Российской Федерации с учетом норм, утвержденных общероссийскими
спортивными федерациями, и мнения выборного органа первичной профсоюзной
организации.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации,
системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников
государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации —
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

7

 

 

Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Системы оплаты труда обеспечиваются уполномоченным органом,
осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных
(муниципальных) учреждений за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с частью 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации
самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных
гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников
государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры
и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного
самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе,
муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений.

В связи с изложенным, вопросы, связанные с оплатой труда работников
государственных (муниципальных) учреждений, решаются в соответствии с
нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и нормативными
правовыми актами муниципальных образований региона.

  1. Каковы полномочия органов местного самоуправления в части
    подготовки спортивного резерва, и вправе ли муниципальные образования

создавать организации, осуществляющие подготовку спортивного резерва?

Согласно статье 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы
и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы,
настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в
соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации
(указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и
распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы
муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и
сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Как видно, законодательством в сфере местного самоуправления установлены
широкие пределы правового регулирования общественных отношений, которые

8

 

 

допустимо, например, регулировать иными федеральными законами, при условии
неизменяемости общих принципов организации местного самоуправления.

Данная позиция подтверждается правовой позицией Конституционного суда
Российской Федерации в постановлении Конституционного Суда Российской
Федерации от 01.12.2015 №30-П «По делу о проверке конституционности частей 4,
5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и
части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах
формирования органов местного самоуправления муниципальных образований
Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»
где отмечено, что «закрепляя самостоятельность местного самоуправления в
качестве основного принципа его взаимоотношений с органами государственной
власти, Конституция Российской Федерации исходит из того, что эта
самостоятельность не является абсолютной, она не предполагает отрицания
организационного и иных форм взаимодействия органов местного самоуправления и
органов государственной власти, но, однако, исключает подмену органов местного
самоуправления органами государственной власти при решении вопросов местного
значения. Самостоятельность местного самоуправления служит, базой для его
интеграции в систему публичной власти и поддержания в ней — на основе баланса
интересов — межуровневого взаимодействия».

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статьях 14, 15,
16, 16.2 среди вопросов местного значения прямо не упоминаются задачи
обеспечения подготовки спортивного резерва. При этом упоминаются такие задачи
как «обеспечение условий для развития на территории поселения физической
культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения
официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий
поселения».

Вместе с тем, содержание данных общих формулировок не раскрыто в
указанном федеральном законе.

Отраслевой Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации» в статье 9 раскрывает конкретные
полномочия муниципальных образований, которые они осуществляют в целях
решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на
территориях муниципальных образований физической культуры и массового
спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий,
физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и
отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено новое
полномочие муниципальных образований по участию в обеспечении подготовки
спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской
Федерации, которое реализуется в целях решения вопросов местного значения по
обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований

9

 

 

физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных
физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и
спортивных мероприятий.

Приоритет отраслевого законодательства в сфере физической культуры и
спорта над другими федеральными законами, регулирующими отношения в сфере
физической культуры и спорта, установлен статьей 4 Федерального закона от
04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,
где указано, что «федеральные законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области
физической культуры и спорта, не могут противоречить настоящему Федеральному
закону».

Таким образом, правовые нормы законодательства в сфере физической
культуры и спорта во взаимосвязи с правовыми нормами законодательства в сфере
местного самоуправления, раскрывают и конкретизируют вопросы местного
значения муниципальных образований, определенные в статьях 14, 15, 16, 16.2
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» и определяют, что участие в
обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд
субъектов Российской Федерации является вопросом местного значения и
осуществляется муниципальными образованиями в Российской Федерации с учетом
требований законодательства в сфере физической культуры и спорта.

При этом понятие «обеспечение» указывает на обязательность решения
органами местного самоуправления вопроса местного значения.

На основании изложенного, согласно указанным нормам законодательства
Российской Федерации, за органами местного самоуправления закреплено
полномочие по участию в обеспечении подготовки спортивного резерва для
спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и отсутствует
ограничение права на включение в устав муниципального образования полномочий
по созданию физкультурно-спортивных организаций, в том числе осуществляющих
подготовку спортивного резерва. Аналогичные положения отражены в уставах
муниципальных образований Московской области, Челябинской области,
Волгоградской области, Тюменской области, Республики Ингушетия и иных
субъектов Российской Федерации.

  1. Как регулируется режим работы тренера, в том числе если тренер
    осуществляет трудовую деятельность по совместительству и каким
    нормативным правовым актом устанавливается норма часов тренерской
    работы (тренерской нагрузки)?

По общему правилу режим рабочего времени в организациях определяется
правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и
трудовым договором. Особенности регулирования труда тренеров устанавливаются
трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями,

10

 

 

а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в
соответствии с требованиями статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации с
учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, и
мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что
системы нормирования труда в организации устанавливает работодатель с учетом
мнения представительного органа работников. Частью пятой статьи 348.1 Трудового
кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления
особенностей режима рабочего времени тренеров коллективными договорами,
соглашениями, локальными нормативными актами.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать
40 часов в неделю (статья 91 Трудового кодекса Российской Федерации).

Объем тренерской нагрузки, установленный работнику, оговаривается в
трудовом договоре. Установленная работодателем продолжительность рабочего
времени сверх установленной для других работников нормы труда по месту
основной работы, выполняемая тренером и оформленная дополнительным
соглашением к трудовому договору (без оформления внутреннего
совместительства) с письменного согласия работника, не противоречит
законодательству.

Тренер имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное
от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же
работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя
(внешнее совместительство) (статья 60.1 Трудового кодекса Российской
Федерации).

При этом работодатель, наделенный в силу законодательства правомочиями
под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор,
расстановка, увольнение кадров), обязан при рассмотрении вопроса предоставления
отдельным работникам другой регулярной оплачиваемой работы у этого же
работодателя (внутреннее совместительство), в том числе за счет имеющихся
вакантных должностей (свободных ставок), обеспечить баланс публичных и
частных интересов, не допускать умаления конституционного права на труд других
потенциальных работников, т.е. не допускать необоснованного отказа гражданам в
приеме на работу на вакантные должности (свободные ставки), за исключением
случаев, связанных с деловыми качествами работников (статья 64 Трудового
кодекса Российской Федерации), что является необходимым условием
гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном
правовом государстве и составляет правовую основу справедливого согласования
прав и интересов работников и работодателей.

На сегодняшний день нормативный правовой акт, устанавливающий норму
часов тренерской работы (тренерской нагрузки) тренера отсутствует.

Вместе с тем, согласно пункту 4.3 Отраслевого соглашения по организациям,
подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, между
Министерством спорта Российской Федерации и Профсоюзом работников
физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации на 2015 — 2017 годы

11

 

 

(далее — Соглашение) тренерам, осуществляющим спортивную подготовку,
рекомендуется устанавливать норму часов тренерской работы за ставку
нормируемой части заработной платы (нормируемая часть тренерской работы) в
размере 24 часов в неделю.

Действие Соглашения распространяется на работников организаций, функции
и полномочия учредителя, в отношении которых осуществляет Минспорт России и
на работников организаций, присоединившиеся в установленном порядке к
Соглашению.